Уровень грамотности
Система образования в Империи Островов очень развита, а уровень грамотности высок: целых 70% жителей знают буквы и читают по складам, различают ассигнации разного номинала и могут произвести несложные математические расчеты. 45% населения имеет навыки беглого чтения и грамотного письма, а так же имеют набор специальных знаний, позволяющих им выполнять свою работу. С учетом того, что представителей аристократических родов в общей массе населения составляет не более 5%, цифра впечатляющая. Таких высоких результатов в сфере повышения грамотности населения позволило введение обязательного четырехлетнего начального образования и развитой системы гимназий.
Дореформенная система образования
До реформы образования 1857 года система обучения была очень разрозненной и несистематизированной. Существовали приходские школы устроенные Аббатством Обывателей, но грамоту там преподавали очень посредственно, а большую часть времени посвящали выучиванию наизусть Запретов и значимых отрывков из Литаний Белого Утеса. По мнению Смотрителей это были наиболее необходимые знания. Люди простого происхождения были в основном неграмотны. Единственное светское образование, которое возможно было получить – домашнее. Либо родители сами передавали детям знания и навыки, либо тратили большие деньги на то, чтобы нанять репетиторов и гувернеров. В самых богатых домах преподавали даже именитые ученые, но такая практика представлялась сомнительной, ведь глубокие знания по предмету вовсе не гарантировали умения преподнести материал в понятной форме, а специализированных учебных пособий не было вовсе. Не смотря на это, высшая научная школа была развита и богата талантливыми представителями. Самыми известными научными академиями по сей день являются Дануоллская Академия Натурфилософии и Аддермирский Институт.
Реформа и нынешнее состояние системы образования
Реформа образования Зелинского в рамках социальных реформ, проводимых императрицей, коренным образом изменили положение дел. Первое, что было введено – это начальное всеобщее, доступное и обязательное начальное четырехлетнее образование. В обязательную программу вошли курсы обучения чтению и письму, арифметике, истории, географии, основам черчения и курс этики, разработанный Аббатством. По всей империи открылись государственные публичные школы, однако они являются не единственным местом, где можно получить соответствующий аттестат. Новый стандарт приняли приходские школы Аббатства, теперь обязанные следовать общепринятой программе, хотя по-прежнему акцент в них ставится на изучение (а точнее сказать заучивание) Литаний и других священных текстов. Все еще осталась возможность, не посещая школу, получить домашнее образование для чего, однако, необходимо приписаться к какой-либо школе, а после сдать выпускной экзамен для получения аттестата. Существуют так же частные начальные школы – обучение в них стоит для среднестатистического гражданина неподъемно дорого - там обучаются дети аристократических семей и очень крупных дельцов, которые стремятся попасть «в общество». Зачастую они функционируют как интернаты и предоставляют полный пансион для учеников. Программа обучения по сравнению со стандартной значительно расширена за счет обучения изящным искусствам, этикету, гуманитарным наукам. Частные школы наиболее распространены в Морли, в Тивии они не прижились из-за особенностей социального устройства. Обычно обучение в начальной школе начинают с 10 лет, но взрослые и уже работающие граждане могут посещать вечерние занятия.
После начальной школы каждый житель империи волен продолжить свое образование в гимназии или найти работу. Гимназии делятся на классические и специальные. Обучение в специальных гимназиях длится 5 лет и нацелено на получение прикладных знаний для определенных специальностей. Инженеры, архитекторы, юристы, врачи и тд. – в основном являются выпускниками специальных гимназий. Классические гимназии заточены под изучение фундаментальных наук и имеют внушительный блок гуманитарных курсов. Обучение в классических гимназиях занимает 8 лет. Их выпускники могут в дальнейшем стать преподавателями в гимназиях и начальных школах или членами научных академий. Для этого они должны пройти двухлетний курс в академии в качестве студентов, слушая курсы по интересующим предметам и занимаясь самообразованием. За это время каждый студент должен написать некую научную работу – исследование, защитив которую он может стать членом Академии или Института и продолжить заниматься научной деятельностью, или получить свидетельство магистра, в котором указано, что студент обучался в Академии в течении двух лет, которая дает право подавать вступительную работу в любое высшее научное заведение, а так же дает работать алхимиком (в сфере естественных наук) или архивариусом (в сфере гуманитарных наук). Существует так же практика рекомендаций от гимназий в отношении некоторых учеников, дающих право подать вступительную работу пропустив 2 года обучения в академии. Речь, конечно же, идет об исключительно одаренных учениках.
В отличие от начального образования, все последующее не является бесплатным, в зависимости от престижности и региона, цены на обучение в гимназии могут сильно варьироваться. Представители крепкого среднего класса, как правило, могут позволить себе образование специалиста. Курс обучения в Институтах доступен только самым богатым гражданам. Некоторые аристократы занимаются особой формой меценатства, отбирая из выпуска школ способных учеников и отправляя их в престижные гимназии и оплачивая обучение и проживание, но это крайне редкие случаи, к тому же зачастую помыслы этих людей вовсе не так бескорыстны, что следует учитывать юным гимназистам, намерившимся получить подобный грант.
Доступность и обязательность начального образования
Степень обязательности получения начального образования варьируется в зависимости от региона. Так, в Тивии уровень грамотности самый высокий. Добиться этого помогла административная ответственность за непосещение школ начального образования в отношении родителей учеников или их самих, когда речь идет о взрослых гражданах. Тивийское правительство аргументировало эти меры тем, что оно несет значительные затраты для того, чтобы повысить уровень жизни населения, и если кто-то желает отказаться от обучения, он должен компенсировать заранее вред, нанесенный своей неграмотностью обществу. Зачастую размеры штрафов превышают платежеспособность гражданина, так что саботировать собственное обучение в Тивии, буквально, мало кто может себе позволить.
На других островах такие меры не прижились. Вторым по грамотности островом является Гристоль, впервые система светского бесплатного образования была воплощена именно здесь. К обучению взрослых граждан здесь привлекали прежде всего крупные производственные предприятия, при которых организовывали вечерние занятия, на многие рабочие места в Гристоле теперь по закону можно претендовать только имея аттестат, кроме того до сих пор по всему острову ведется широкая агитационная кампания, призывающая родителей отдавать в школы своих детей. В социально неблагополучных районах детям предоставляют бесплатное питание в школах – для бедных слоев населения это порой оказывается решающим аргументом за обучение детей. Наказания за непосещение школ не предусмотрено. В сельских районах социальная инфраструктура развита слабо, а потому доступных школ часто нет вовсе, поэтому уровень грамотности сельского и городского населения очень сильно разнится.
Правительство Морли во многом скопировало гристольскую модель, но даже начальные школы в Морли разделены на частные и публичные. В публичных школах образование общедоступное и бесплатное, но зачастую качество его страдает. Богатые жители Морли предпочитают отправлять детей в частные школы, в которых за внушительную сумму будут предоставлены лучшие условия, самые квалифицированные учителя и особые программы обучения (в Гристоле же более популярным среди высших слоев общества все еще является домашнее образование).
Самый низкий уровень образования имеет население Серконоса. Во многом это связано с тем, что большинство работ, где могут быть заняты серконосцы не требует академических знаний. Здесь до сих пор наибольшее распространение имеет практика передачи знаний напрямую детям от родителей или подмастерью от мастеров. Так же на юге самый большой процент занятости среди детей от 12 лет. Конечно, чаще всего это самая низкооплачиваемая и черная работа.